В сенях царской мыльни, которые назывались мовными или передмывными, у стен стояли лавки. И стол, накрытый красным сукном. На него клали мовную стряпню - полотняный колпак или фетровую шляпу, которые понадобятся в парной чтобы голову не пекло. На красном сукне лежали простыни, тафтяные или бумажные опахала - чтобы стынуть быстрее после паренья.
Раздевшись в мовной, шли в мыленку. Там стояла раскаленная докрасна большая изразцовая печь с каменкой, наполненной серым полевым камнем, куда лили воду поддавая пару. От печи до другого угла шел деревянный полок с широкими ступенями - как повернутая задом наперед трибуна. Только поднимались на эту трибуну не скорым шажком - дух прерывала жара, а спускались бегом, с криком радостным. В мыленке было не светло - оконца слюдяные мелкие, тафтяной занавеской прикрытые, а двери пестрые - красным сафьяном обитые и зелеными ремнями. В переднем углу непременно ставилась икона - помыться да не помолиться?
Внизу лавки для мытья ставились липовые бадейки с холодной и горячей водой. И еще квас в берестяных туесках, квас был не для питья - плескали в каменку для сладкого духа. В медных тазах ставили щелок, заменявший мыло. Мыльная вода сходила по желобу. Отдыхали после бани в мыленке на подготовленных скамьях.
Мылись днем, и по вечерам. Если к вечеру, то опускали красные суконные занавески и вносили слюдяные фонарики.
|